Маркуши

К югу от Черного пути в долине речки Глубокая располагался хуторок, который назывался Маркушовцы. Это было время воеводы Острожского на Украине и канцлера Яна Замойского в Польше.
Речка Глубокая Долина впадает в реку Гнилопять. На центральной улице сохранились вековые липы. В конце села была мельница. За селом располагаются урочища "Дубина", "Камянка", "Широка", "Назарова руда", "Хутор" и "Мадярщина".
В церковной летописи, которая хранится в Житомирском областном государственном архиве, записано:
"По преданию старожилов известно, что здесь не было жителей, а всю местность покрывал сплошной лес, принадлежащий князю Радзивиллу и в этом лесу поселился некий человек со своим отцом-стариком, отчего и посёлок этот, когда возле него начали селиться разные выходцы и беглые получил название Маркуши (от слова Марк, ласкательно Маркуша).
А что этот посёлок сначала составлялся из людей сборных, то это доказывают существующие до сих пор фамилии, выражающие собой местности откуда выходили наши предки: Бесараб – из Бессарабии, Полищук – из Полесья, Ищук – от слова "искавший".

* * *

Первое письменное упоминание о селе Маркуши сохранилось в Инвентаризации поместий от 7 октября 1593 года с исчислением крестьян, мещан и их повинностей панам Тышкевичам-Логойским. В нём упоминаются:
"Выше села Быстрика в верховьях речки Быстрика сельцо Маркушовцы (владелец пан Кросвицкий О. Б.) имеет девять домов крестьянских хозяйств, которые татары сожгли, а людей забрали нынешнего 1593 года, теперь пустое, никого нет" (Архив Юго-Западной России: Пер. с польского, ч. VI, т. I, 1876, с. 228).
В более позднем документе от 2 июня 1728 года село Маркуши встречается в жалобе дворянина Яна Красовского на овручского мельника Иосифа Звершховского про угрозы последнего за то, что Красовский принял у себя беглых крестьян, непожелавших жить у Звершховского, который был посессором (арендатором) села Маркуши (Архив Юго-Западной России: Пер. с польского, ч. VI, т. I, 1876, с. 328-329).
Село Маркуши упоминается так же В географическом словаре, где сказано, что Маркуши село Бердичевского уезда, лежит в 7 километрах на юго-запад от Бердичева, расположено в глубокой долине над ручьём, принадлежит Юлию Маршицкому.
Более полную характеристику села Маркуши можно найти в "Сказаниях о населённых местностях Киевской губернии". Киев, 1864, стр. 193, Л. Похилевича и в "Списках населённых мест Киевской губернии".
В первом документе записано: "Маркуши – село при ручье, именуемом Глубокая Доли¬на. Жителей обоего пола: христиан 532, римских католиков – 100, евреев – 10. Земли 2308 десятин. Церковь деревянная Михайловская, 5го класса, построена в 1777 году".
В "Списках населённых мест Киевской губернии" значится: Бердичсвский уезд, село Маркуши (владельческое). В нём дворов 150, жителей обоего пола 1070 человек, из них мужчин 520 и женщин 550. Главное занятие жителей – хлебопашество, кроме того, некоторые крестьяне отправляются на заработки на железную дорогу и в город в качестве домашних прислуг.
В селе Маркуши числится земли 1673 десятины, из них принадлежит помещикам 894 десятины, церквям 24 десятины и крестьянам – 755 десятин. Село принадлежит помещи¬кам Юлию Станиславовичу Маршицкому, Марье Юльевне Заржицкой и Суссане Юльевне Маршицкой.
Хозяйство в имении ведёт арендатор Алексей Дсомидович Болдырь, ведётся оно у помещика к крестьян по троепольной системе.
В селе имеется: одна православная церковь, одна церковно-приходская школа и водяная мельница в двух поставах, принадлежащая помещикам (Список населённых мест Киевской губернии, Киев, 1900, стр. 273-274).
Фамилии и имена, характерные для села Маркуши: польского происхождения – Острожинский, сербского – Редич, белорусского – Ботвинкин. Некоторые фамилии сохрани¬лись с дохристианских времён: Зубрило, Дьячук, Гах, Полторак, Пугач.
Издавна славилось село Маркуши кузнецами, гончарами, портными, ткачами и пряхами. Много маркушовцев работало в Бердичеве пожарниками и сторожами.
На 150 крестьянских хозяйств в 1910 году приходилось только 15 металлических плугов. В остальных хозяйствах пользовались деревянными сохами (Летопись села Маркуши 1894 г.).
Ревниво реагировали молодые люди па появление на вечиринках юношей из соседних сёл. В селе Клитенка в драке с местными парнями погиб Бевзо Василий Наумович, родом из Маркушей, любимец девушек, красивый кудрявый юноша, хороший гармонист, которого парни ревновали и убили из-за девчат.
Накануне рождества на ужин готовили кутю, варили компот из сухофруктов и ставили "на покути" (в углу горницы перед иконой). Ужин сопровождался религиозными разговорами.
В рождественский вечер юноши и девушки, молодые мужчины и женщины колядовали – ходили по селу и пели хозяевам под окнами их домов хвалебные песни. Колядников одаривали мелкими монетами, угощали сладостями.
Обрядные щедровки проводились и в день Нового года. Мальчики ходили по хатам, раз¬брасывали зерно, желая хозяевам достатка, здоровья, за что тоже получали мелкие деньги и пироги.
Конец зимы и начало весны крестьяне встречали праздником – масленицей, готовили вареники, пироги с творогом, фасолью, блины.
Летом отмечали зелёный праздник, с каким связывали ряд верований и обрядов. В субботу, накануне Зелёной, или так называемой "русалочьей недели", избу украшали веточками деревьев, цветами, душистыми травами.
Девушки заплетали две косы, укладывая их вокруг головы. В праздничные дни в косы вплетали цветы, яркие ленты, голову украшали венками.
Выдавая дочку замуж, или женя сына, родители собирались делать это рано. Замужний возраст дочки составлял 16 лет, сына – 18. Это объяснялось пополнением семьи дополнительной рабочею силою и приданным.
Свадьба сопровождалась местной обрядностью, и, как правило, венчанием. Наследниками имущества были сыновья. Главою семьи, распорядителем хозяйственных работ был отец. Семьи состояли из 7-8 человек.
Диаграмма населения села Маркуши:

1593 год 1864 год 1900 год 1942 год 1944 год
дворов  9 106  150  340  365
население (чел.) ? 642  1070  1400  ?
земля (дес.)  ? 2308  1673  ?  ?

В Житомирском государственном архиве, в фондах №71, №75, сохранились старинные церковные записи.
Автору этих строк в 1963 году при подготовке исторической справки села Маркуши пришлось подержать в руках два толстых тома церковных записей, прочитать невооружённым глазом ничего не удалось, сырость и неумолимое время сделало свою чёрную работу – буквы выцвели, прочитать практически ничего невозможно.
Воспоминания Бевзо К.А.: "Через руду от Каменки был Грудив лесок. При крепостном праве там стояла кирпичная пасека и другие постройки. Помещик купил в Италии пчеловода по фамилии Бевзо – от него и пошёл наш род. Было у него четыре сына: один остался в Маркушах, два подались на Винничину, последний в соседнее село Обуховку".
Маркушовцам всегда был присущ искрометный юмор. На Нижней улице Новоселек жили-поживали два весёлых соседа Яким и Пилип. При встрече Пилип, которого по уличному называли "Болотом" (от лужи грязи, возникающей возле его хаты после дождя), приветствовал соседа словами: "Яким боком?" На что Яким отвечал с усмешкой: "Тем, на котором болота нет". Ни Яким, ни Пилип не обижались друг на друга и улыбнувшись расходились в стороны по своим делам.
В селе (старом селе) проживал мужик по имени "Бартьё", которого вспоминали тогда, когда кто-то брался за дело, будучи не уверенным в его исходе.
Бартьё волами пахал, возил, ездил в Бердичев на ярмарку, но за всю жизнь никогда никого не подвёз. Маркушовцы знали его натуру, поэтому уже под самым Бердичевом все настойчиво "умоляли подвезти". Но Бартьё всегда отвечал одно и тоже: "А может я ещё вернусь".

ЧУДО-МИХАЙЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Из летописи: "Церковь дубовая, в виде корабля с тремя куполами, с одним кротом во имя Чудо Архистратига Михаила, построена в 1777 году тщанием прихожан.
В настоящее время собираются деньги на постройку новой церкви, каковых собрано с 1882 года по 10 ноября 1894 года 2253 рубля, которые хранятся в Бердичевской сберегательной кассе Государственного банка".
Из древних предметов сохранились лишь два: Евангелие с 1740 года и Евангелие с 1860 года. Церковь причислена с 1842 года к 5-му классу (из летописи села Маркуши).
Позволив строительство новой церкви на пожертвования прихожан, Митрополит Киевский и Галицкий Иоаний разрешил церкви внести 5000 рублей из церковной кассы.
Проект церкви был выполнен архитектором Стеофаном Рикачовым. Закладка церкви была осуществлена 11 мая 1899 года во имя Чуда святого Архистратига Михаила. Праздничным 6 сентября 1899 года она была освящена священниками: Бердичевской Соборной Успенской церкви Александром Ражевичем, с участием священников села Маркуши Мотылевича Михаила Михайловича, села Быстрык Саватея Мицкевича, села Хажин Николая Грацианского, села Великие Низгурцы Ксенофонта Криконовского и дьякона Бердичевской Троицкой цер¬кви Александра Похилевича.
Товарищество местных прихожан взяло на себя поставку древесины на сруб и камня для фундамента. Каждый двор на строительство церкви вносил по 12 рублей (воспоминания К.А. Бевзо).
Строительством церкви руководил подрядчик Иосип Косарев с местечка Тараща Киевской губернии, которому товариществу прихожан обязалось выплатить 14000 рублей, а также выделить древесину на весь сруб церкви и 18 кубических сажей камня. Остальной материал подрядчик Иосип Косарев был обязан по соглашению доставить за свой счёт: известь, цемент, недостаток камня, доски, гвозди, железо для крыши, краску, олифу, кресты, золото для иконостаса.
По соглашению подрядчик Косарев обязался построить церковь, покрасить её снаружи и внутри, изготовить иконостас, жертвенник, нарисовать иконы на всех потолках в четверику и восьмерику церкви, позолотить крест на церкви, крест на луковице и звонице.
В целом строительство церкви обошлось в 21678 рублей (летопись села Маркуши, Житомирский обласной государственный архив, фонд 676).
На просьбу причта (актива) и прихожан села Маркуши отпущено Киево-Подольским Управлением государственного имущества 18 января 1899 года за №623 на строительство церкви 673 дубовых колод, из них выдано только 603, последних хватило только до крыши, остальная древесина куплена за счёт прихожан на 1700 рублей.
Закладка церкви произошла 11 мая 1899 года, а окончание 28 апреля 1901 года, таким образом велось один год и одиннадцать месяцев.
Кроме прихожан в сооружении и оборудовании церкви активное участке принимали зажиточные люди из окрестных сел и городов.
1900 года месяца июля 10 дня пожертвовано на новостроящуюся церковь Дарохранительница серебра, вызолоченная начальником Железнодорожной Черниговской почто-телеграфной конторы Александром Григорьевичем Афанасьевым стоимостью 80 рублей.
Месяца июля 30 дня 1900 года помещица села Фрижова Анна Михайловна Вавилова подарила чашу-звяздницу, ложицу серебряную на сумму 200 рублей.
1901 года 30 дня апреля месяца с разрешения Высокопреосвященного Феогноста Митрополита Киевского церковь была освящена Благочинным протоиереем Петром Шостацким во имя Чудо святого Архистратига Михаила.
Церковь 5-го класса, как сказано в её летописи, "произведена добросовестно, аккуратно и без всяких неприятностей", была рассчитана на 900 прихожан. Это замечательное сооружение, которое стало памятником архитектуры начала XX столетия, виднелась издалека, контуры белых башень с крестами поражали каждого, кто приближался к селу. Чудо-Михайловская церковь просуществовала до 1980 года.
Во время сталинских репрессий в селе Маркуши в числе четырнадцати арестованных был также священник Гервасий Синячевский, которого расстреляли в 1937 году. Бериевские палачи клочьями вырывали его бороду... А он молил о пощаде: "Смилуйтесь, кому ж я что-то плохого сделал?"
Во время тоталитарного сталинского режима в церкви перестали служить, а вскоре её превратили в колхозный зерносклад. В начале Великой Отечественной войны церковь подверглась сокрушительным разрушениям. 9 июля 1941 года от прямых попаданий снарядов был разрушен восточный купол. В годы немецко-фашистской оккупации жители села Маркуши снова собрали средства и отремонтировали церковь. Она стала единственным источ¬ником духовного возрождения и воспитания уважения к родителям.
Из церковной летописи: "Прихожане относятся к священнику с уважением. Но есть недобросовестные сельские воротилы: Мокий Марункевич, Петр Марыныч, Иван Полторак, Сидор Павлюк, которые скупятся пожертвовать от себя лично на вышеозначенные добрые дела".
Отступая, фашисты вновь разрушили святыню дедов и прадедов, посрывали полы, двери, простеливши ими болотистую дорогу для отступающей немецкой мотопехоты, обозов и танков. В другой раз маркушивцы отремонтировали церковь уже после войны, кто сколько мог вносил свою лепту на ремонт святыни.
Дед автора этих строк – Редич Феофан Лукич был церковным псаломщиком, руководил церковным хором. Не владея ни одним инструментом, только с помощью камертона, который всегда издавал одну и ту же ноту "ля", он организовал четырёхголосный церковный хор. Старожилы, все кто ещё теперь остался вживых, помнят венчание в церкви молодых, особенно исполнение хором "Многая, многая, многая лета..."
Это было настоящее чудо для прихожан, а для венчаемых — посвящением на верность, уважение, взаимопонимание, уважение к родителям. Настоящим церковным певчим был басист Рощенюк Василий. Активными членами церковного хора были Олейник Людвина, Редич Анна, Зубрило Татьяна.
В пасхальную ночь хор размещался на церковных клирасах, акустика звучания пения над прихожанами придавала ритуалу торжественности, божественности, необычайного религиозного воздействия.

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ. Из церковной летописи: "Школа грамоты в селе Маркуши открыта в 1860 году, она помещалась в квартире пономаря Матвея Новохоцкого, который был учителем до 1868 года, за что получал от общества прихожан вознаграждение за свой труд ежегодно 30 рублей.
С 1868 по 1872 год школа помещалась в квартире дьяка Никифора Тесельского, который был учителем за такие же жалования.
С 1872 по 1885 год школа помещалась в наемных квартирах, крестьянских избах, а учите¬лями в ней были местные крестьяне Петр Дзюблюк, Карп Седлецкий, а в последние два года 1883 и 1884 сын дьячка Исакий Новицкий.
Сего последнего учителя некоторые крестьяне и по сей день вспоминают и благодарны ему за то, что он очень строг был к детям и не давал баловаться: сек розгами и ставил на колени на гречку.
Жалования эти последние три учителя получали по 20 рублей за зиму, а за наем дома под школу ежегодно оплачивали по 10 рублей.
Вообще школа с 1880 по 1885 год влачила жалкое существование, даже едва-едва выучивала читать по церковно-славянскому, и многие из обучавшихся совсем грамоту забыли.
Букварь, часослов и псалтырь были единственными учебными пособиями, арифметике же и вовсе не обучали. Детей ходило в школу не более 20.
С 1880 года в течение трёх лет местный священник Михаил Мотылевич убеждая прихожан поучениями в церкви и беседами во время молитвенных обедов в домах прихожан и при разных встречах устроить собственное школьное здание и отпустить на содержание его и учителя хотя бы 100 рублей, доказывая возможным образом, что только тогда будет видимая польза от школы, но крестьяне, по-видимому, не верили таким доводам священника, а особенно скупи¬лись денег на постройку школы, и потому оставались глухи на все убеждения.
Видя, что одними убеждениями, одними словами ничего нельзя поделать священник обратился за содействием в волостное правление, которое сейчас же отозвалось на это доброе дело и насильно заставило крестьян поехать за материалами на постройку школы, а в самом селе нашелся только один смелый крестьянин Наум Бевзо, сочувствующий этому доброму делу, который взял у шинкаря-еврея денег в счет арендной платы за шинок, по так, что обще¬ство сначала ничего не знало, поехал и купил разных материалов в 1883 году.
Крестьяне волей-неволей должны были привезти материал, но зато так озлились на священника и начали оскорблять его, но не плевали в лицо, а такими глазами смотрели, точно дикие звери, готовые разорвать его на куски.
Купленный материал пролежал с осени 1883 года до марта 1885 года за неимением средств начать стройку.
Наконец нашелся местный благожелатель, местный арендатор землевладелец Илья Юровский, который пожертвовал на постройку школы 25 рублей, чем пристыдил крестьян, и они уже добровольно дали деньги на постройку. Таким образом, школа окончена была в июле месяце 1885 года, а в сентябре, в день храмового праздника освящена.
В том же сентябре священник при содействии Волостного старшины и писаря уговорил общество прихожан сделать приговор на содержание школы в 100 рублей, что они и исполнили.
Приговор засвидетельствовали волостной писарь и мировой посредник Павел Лупов, и таким образом школа только с 1885 года официально открыта и с этого времени в ней началось правильное преподавание всех предметов, а в следующего 1886 году преобразованная в одноклассную церковно-приходскую школу.
Одноклассная церковно-приходская школа с 1887 года действительно показала видимые результаты. Учащихся увеличилось до 20-50 учеников, число иного года до 60 учеников, из которых устроен довольно порядочный хор певчих, и при них же образовались хорошие чтецы в церкви, так что при отсутствии псаломщика могут заменять его при отправлении богослужения и разных потребностей.
Кроме сего в школе с 1887 года начали проводить испытание учеников, из которых выдержало экзамен на льготу 4 разряда, установленный пунктом 4 статьи 56 Устава о воинской повинности: в 1 887 году 3 ученика, в 1888 году – 8 учеников, в 1890 голу – 10 учеников, в 1892 году – 9 учеников и 3 девочки получили свидетельство об окончании курса, в 1893 году – 5 учеников, в 1894 году – 7 учеников. Всего в течении 8 лет выпущено с льготным правом 42 ученика и 3 девочки со свидетельством об окончании курса.
Такую видимую пользу школа принесла благодаря усилиям труда и заботливой деятельности священника Михаила Мотылевича, выраженных хороших правоспособностях учителей, строгости надзору за учебой, воспитательной и економической частям, а также в личной ежедневном преподавании Закона Божьего с 1885 по настоящий 1894/1895 учебный год.

ИСТОРИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ. После смерти помещика Юлиана Станиславовича Маршицкого (в 1903 году) землями владели дочки: Мария Юльевна Зайончковская, Сусанна Юльевна Маршицкая и Станислава Юльевна Заржицкая.
Хозяйство вели сами, взыскивали с крестьян за аренду земли за сноп (10-12 чит. один сноп арендатору, 10-12 – помещице) то непомерную аренду (чит. денежную плату).
В 1905 году крестьяне стали не подчиняться панской воле. В одну ночь они сожгли имения М.Ю. Зайончковской, С.М. Маршицкой и С.Ю. Заржицкой, а также водяную мельницу в 2-х поставах.
Дочки помещика Маршицкого Ю.С. были незамужние (Мария и Сусанна), землю отдавали крестьянам в аренду за сноп и 10 рублей арендных. Их поместье было там, где сейчас находятся помещения колхозной конторы и сельского совета. Время Маршицкие проводили на курортах и балах. Возвращаясь в имение с пустыми кошельками, они продолжали вести арендное хозяйство, которое приходило в упадок. Перед Великой октябрьской революцией поместье Станиславы Юльевны Маршицкой (по мужу Заржицкой) купил помещик Желтов, но не вступил в пользование им (последним управлял посессор Романовский).
Как свидетельствуют старожилы, после конфискации в 1918 году помещичьих земель, пани Маршицкие через год настолько обеднели, что ходили нищими по селу, лишенные возможности не только проводить досуг на балах и курортах, но и просили кусок хлеба. Вскоре они выехали в Польшу к родственникам, откуда уже не вернулись на Украину.

СЕЛО МАРКУШИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. Осенью 1918 года на Лысой горе в Бердичеве появился полковник Петлюровской армии Оскин. Прибыв в село Маркуши с есаулом Демчиным с села Быстрика (Быстрицкой волости), они начали мобилизацию крестьян, подлежащих военой повинности.
Из села Маркуши было мобилизовано около 70 мужчин, которых направили в Житомир против Центральной Рады и гетмана Павла Скоропадского. Было убито много гайдамаков. В бою погиб Павлюк Петр Макарович. После Житомирского похода все крестьяне вернулись домой.
В начале мая 1920 года отряд польских солдат появился в Маркушах. Разыскав сельского старосту Бевзо Петра Наумовича, поляки в ультимативной форме поставили требование: за один час собрать 20 телег. И когда через назначенное время телеги не было представлены разозленные поляки разошлись по хатам сами.
Согнавши на площадь возле церкви "на собрание" со словами "пся крев" мужчин, женщин и детей, поляки поголовно пороли их шомполами, нагайками, били прикладами винтовок.
Рассказывает старожил Редич Ф.Л.: "В тот трагичный майский день польские всадники разъезжали по селу. Появились они и на нашей улице на Загребле. Самым лютым из них был рыжий поляк. Два солдата пришли к Полтораку Петру Дмитриевичу, требуя коня, на что он ответил: "Поляки мне до ср...ки!", тогда рыжий поляк схватил ведро ударил им Петра по голове, проломив ему череп. В тот день погибло три человека: Павлюк Трофим Опанасович, Виткивский Иван Иванович и Полторак Петр Дмитриевич. Досталось и мне – свирепый рыжий пилсудчник ударил меня прикладом, перебив правую ключицу, за что я получил уличное прозвище "кривобокий".
С приходом Советской власти в село Маркуши был избран сельский совет во главе с Острожинским Василием Онуфриевичем.
Трагическое событие, которое потрясло не только село Маркуши, но и всю губернию, произошло в 1926 году в семье Наума Бевзо. Дмитрий и Николай Бевзо все время враждовали между собой из-за земли, которой наделил их отец.
Это случилось весной 1926 года. Хата Николая Бевзо стояла в центре села на том месте, где недавно стоял хозяйственный магазин. Вывезя на собственный огород навоз, Николай попросил в хату своих приятелей, которые помогали ему в роботе. В хату внезапно зашел брат Дмитрий с заряженным пистолетом в кармане, он был ветеринаром местного колхоза. Гостеприимно, с открытой братской душой, ответил на приветствие Дмитрия, Николай налил по рюмке самогонки и предложил наконец помериться: "Брат, сколько не разговариваем? Давай помиримся и забудем прошлое!" Но у Дмитрия в душу закралась месть и намерение – убить брата, непременно убить. Выхватив из кармана пистолет, он выстрелил в Николая...
Образцы коллективного труда показали Рощенюк Иван, Рощенюк Федор, Полторак Ефим (трагично погибший на колхозной ферме), Курошенко Фома – свинар, Олейник Надежда, кузнецы – Яремчук Иван, Синчук Иван, Бесараб Демьян, Постой Кирилл, Бесараб Маланья и другие.
В 20-х годах на западной окраине села Маркуши постепенно началось строительство хат на земельной площади, которая теперь носит название "Новосельцы". На плодородном черноземе, всегда освещенным солнечными лучами, выросли чудесные вишнёвые и яблоневые сады, посаженные настоящими хозяевами: Гордиенком Петром Яковлевичем, репрессиро¬ванным в 1937 году, Огрызком Иваном Николаевичем, также репрессированным в 1937 году, Андрейчуком Дмитрием, Синяком Борисом, Семенюком Павлом, Морозом Филиппом, Свинарчуком Филиппом, Семенюком Михаилом, Дзюблюком Дмитрием, Синяком Нифопом и многими другими тружениками.

СТАЛИНСКИЕ РЕПРЕССИИ В МАРКУШАХ. Сталинская мясорубка не обошла и села Маркуши. Жертвами необоснованных репрессий стали четырнадцать граждан:
1. Семенюк Феодосии Фотийевич – первый председатель колхоза, арендатор с сентября 1925 года водяной мельницы, которая принадлежала помещику Заржицкому.
2. Бевзо Дмитрий Наумович — ветеринар колхоза, репрессированый в 1937 году из-за болезней лошадей (необоснованно).
3. Гордиенко Петр Яковливеч — мельник, уличное прозвище "мукомол", единоличник.
4. Витюк Анатолий Лукич – единоличник.
5. Кашперский Леонид Иванович – единоличник.
6. Лопачук Михаил Викторович – псаломщик.
7. Бесараб Гнат Лукич – кузнец.
8. Рыбачук Евдоким Онуфриевич – единоличник.
9. Огрызко Иван Николаевич – единоличник.
10. Семенюк Павел Григорьевич – единоличник.
11. Синячевский Гервасий – священник.
12. Шпула Николай Иванович – служащий.
13. Шпула Павел Иванович – служащий.
14. Павлюк Павел Трофимович – единоличник.
Остальные 12 граждан попали в список "кулаков" и "подкулачников", все они погибли в концлагерях, места их гибели не известны. После проверки соответствующей комиссией все репрессированные в селе Маркуши были реабилитированы.
Среди репрессированных выходцев из села Маркуши есть фамилия Рощенюка Николая Никифоровича (родился в 1902 году, репрессирован в 1937 году).
Дед его родом из села Маркуши. Отец работал рабочим-котельщиком на заводе акционерного товарищества г.Бердичева "Прогрес". Рано оставшись сиротой, Николай в 16 лет начал работать на Бердичевском 1-м госкожзаводе.
Окончив высшую партийную школу, работал начальником Бердичевской окружной милиции. Принимал участие в организации колхозов в 30-х годах.
Работал председателем Новоград-Волынского окружного исполкома, председателем Одесского исполкома, затем заместителем Народного Комиссара Землепользования Украины. В 1937 году стал жертвой сталинских репрессий, реабилитирован посмертно. (Из воспоминаний жены Рощенюка Н.Н., г. Купянск, Харьковской области).

МАРКУШИ В ПЕРИОД ВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ (07.07.1941 г. – 05.01.1944 г.). Трагическое событие произошло летом 1942 года. Вечерами передвигаться по селу строго запрещалось. Особой жестокостью отличался эсесовец-палач Ганс, надзирающий за молодежью дороги за селом, которая должна была соединить Берлин с Винницей.
Зайдя к Рыбачукам, Ганс узнал там Степана Семенюка, который пришел к девушке. Он тоже работал на железной дороге за селом. Взбешенный эсесовец приказал Степану идти за ним. Выведя юношу из хаты, Ганс выстрелил в грудь и убил его.
На похороны Степана собралось все село, это был протест фашистскому террору. Староста Жак приказал всем разойтись. Местный прихвостень поджег четыре хаты и убежал из села. Люди стали разбегаться, возле покойного остались только родные.
Через несколько недель труп прихвостня обнаружили в урочище "Дубина".
В числе граждан, насильно вывезенных в Германию в 1942 году, была Зубрило Мария Аверьяновна, 1912 года рождения.
Два года действовало Бердичевское подполье. В него входили маркушивские парни братья Тадеуш и Вацлав Канецкие, Николай Базилевич, Нуримухмат Галямшин, Владимир Острожинский.
Указом Президиума Верховного Совета Украины от 10 апреля 1967 года Нуримухмат Галямшин, Тадеуш и Вацлав Канецкие, Николай Базилевич (посмертно) награждены медалями "За отвагу".
Около 200 человек из села Маркуши были мобилизованы в армию, свыше 140 из них не вернулось с фронта.
Более ста боевых вылетов на счету кавалера трех орденов Славы Николая Филипповича Мороза. Будучи воздушным стрелком штурмовика ИЛ-2, гвардии старший сержант Н.Ф.Мороз воевал в экипаже Героя Советского Союза Д. Овсянникова. Родился он в 1922 году в селе Маркушах, после демобилизации вернулся в родное село. С 1947 года до выхода на пенсию работал заведующим сельским магазином. Кавалер трех орденов Славы, ордена "Красной Звезды", медалей "За отвагу" и "За доблестный труд".
Автор истории села Маркуши был круглый сирота, мать умерла в 1941 году, отец погиб на фронте в 1941 году. Стал учителем истории в школе села Маркуши, был ее директором. В настоящее время проживает в г.Ирпень, Киевской области. Историю села Маркуши написал 26 апреля 1995 года.
В написании истории села Маркуши принимал участие кандидат исторических наук Бевзо Александр Арефьевич – сотрудник института истории Академии наук УССР.


1. Инвентаризация поместий от 7 октября 1593 года с исчислением крестьян, мещан и их повинностей панам Тышкевичам-Логойским // Архив Юго-Западной Росии: пер. с польского. – 1876.- Т. 1, ч.6.- С. 228.
2. Похилевич Л. Сказания о населенных местностях Киевской губернии. – Киев, 1864.- С. 193.
3. Списки населенных мест Киевской губернии. – Киев, 1900. – С. 273-274.
4. Словарь географический. – Т. 4.- Варшава, 1885. – С. 132.
5. Мотылевич М.М. Чудо-Михайловская церковь села Маркуши 1844-1916 г.г. // Житомирский областной государственный архив. – фонд №129 / Летопись села Маркуши.
6. Головченко И., Мусиенко А. Золотые ворота. Черное солнце. Белый сумрак. (Трилогия). — 896 с.
7. Немецко-фашистский оккупационный режим на Украине: Сборник документов и материалов. — Киев, 1963. – 398 с.
8. Акчурина М. Подвиг двадцатилетия // Газета "Радянская Житомирщина" от 8 мая 1967 г.
9. Редич В.Л. Чудо-Михайловскал церковь в Маркушах // Газета "Земля Бердичевская" от 21 ноября 1992 г.
10. //Газета "Радянский Шлях" от 17 марта 1989 г.
11. Яковенко В. И. Хмельницкий: Биогр. очерк. – Санкт-Петербург: ЛИО Редактор, 1994.- С. 87-180.
12. Аркас Н. История Украины-Руси / Вступ. ст. и комент. В. Г. Сарбея. – Одесса: Маяк. 1994-392 с.

В.Л. Редич. Маркуші.  // Бердичівщина: поступ у третє тисячоліття: Науковий збірник "Велика Волинь" — Т. 22. — Житомир-Бердичів: М.А.К., 2001.

Locations of visitors to this page Погода в Україні

Зв'язок з нами: Анатолій Горобчук   agorobchuk1970[@]gmail.com .                                                       © Copyright 2009 Design KotovVV